Счетная палата проанализировала итоги внедрения федерального проекта, получившего название «Формирование комфортной городской среды». Специалисты постарались установить, эффективно ли применялись деньги, выделенные из регионального и городского бюджетов. Для оценки выбрали Тверской регион, а также Башкортостан.
Впервые вошедший в состав национальной программы «Жилье и городская среда» проект запустили около пяти лет назад. Основное предназначение – в несколько раз повысить качество отдельных территорий, сделать до 2030 г. урбанизированную среду более комфортной для населения. Около 345,4 миллиарда рублей выделили в течение четырех лет на выполнение данного проекта. Кстати, около 50% из этой суммы выделено из федерального бюджета.
«В рамках запущенного проекта реализовали множество мероприятий. В них принимали активное участие приблизительно 5 600 различных муниципалитетов. Выделенные деньги использовались для благоустройства и реконструкции общественных пространств (около 22 609 объектов), а также придомовых зон (33 774). Отдельно подготовлено 473 проекта. Они реализовывались в разнообразных муниципалитетах, поселениях, одержавших победу во Всероссийском конкурсе. С его помощью искали лучшие проекты для формирования комфортной и уютной городской среды», – поделилась данными аудитор Н. Трунова, принимавшая участие в анализе.
СП оценила работу Минстроя, а также муниципального и регионального руководства. Установила, что все требования, внесенные в нормативную и иную документацию, выполнены практически полностью. Выделенные средства использовались по назначению.
Во время аудита СП установила несколько системных недостатков, касающихся реализации данного проекта. Например, в процессе оценки представленных на «Всероссийском конкурсе проектов» и их результатов особое внимание уделяли экономическому и социальному развитию населенных пунктов. Но отдельно не оценивалось то, насколько сложно выполнить поставленную задачу.
Помимо этого, объект софинансирования не был привлечен некоторыми населенными пунктами и муниципалитетами. Сюда входят средства, выделяемые областями, вкладываемые инвесторами.
«В правилах зафиксирована необходимость софинансирования. Но точные размеры привлекаемых средств не указаны», – добавила аудитор.
Выявлены определенные неточности и проблемы непосредственно в федеральном проекте. Например, в нем есть показатель, получивший название «Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях». Он подразумевает лишь численность выполненных в полном объеме процессов, мероприятий. Но то, своевременно ли они реализовывались, в полной ли мере, не оценивалось отдельно. Именно поэтому все нарушения выявить проблематично.
В ходе проверки объектов выявили немало проблем, разрушений определенных деталей. В некоторых случаях осуществлялась установка системы видеонаблюдения, которая не передавала данные на пульт управления.
На некоторых участках возникли сложности с оценкой реализованных работ, связанных с озеленением. Все потому, что некоторые деревья, многолетние растения и кустарники попросту не укоренились. Обусловлено это некачественной посадкой, неправильным содержанием.
СП добавляет, что большинство благоустроенных территорий активно посещаются. Но часть установленных в рамках проекта конструкций и элементов попросту не используется. В число таких объектов вошел расположенный в парке г. Удомля амфитеатр. Помимо этого, люди практически не посещают кафе, а также павильон, сосредоточенные в Ржеве. Не заинтересовал горожан и туристов «Автогородок», находящийся в Уфе.
Перед тем как приступать к модернизации и обновлению общественных пространств, нужно проверять, есть ли на них объекты культурного наследия. Если ОКН выявлены, стоит сохранить исторический облик всей территории. В противном случае интерес к ОКН пропадет. В такие объекты перестанут инвестировать средства.
Например, на территории расположенного в Башкортостане объекта «Тюремный замок сейчас сосредоточено шестнадцать ОКН. Приблизительно 94% этого объекта активно эксплуатируется. Здесь открыли несколько заведений общественного питания, магазины. Для реставрации части из них привлекались внебюджетные средства. К сожалению, «Тюремный замок» сейчас не используют. Все потому, что для его реставрации требуется немалое количество средств.
Аналогичная ситуация сложилась и в Вышнем Волочке. Здесь благоустроили «Городской сад». На небольшом расстоянии от парка находится ОКН «Дом Перепечина». Его не эксплуатируют на протяжении длительного времени. Кроме того, есть потребность в реставрации ОКН. Все это способствует активному снижению популярности ранее благоустроенной территории.
Отдельно СП добавила, что на содержание отреставрированных и благоустроенных объектов уходит в несколько раз больше средств. Например, в Тверской области расходы возросли в 6,4 раза, а вот в Башкортостане – в 3,4 раза. К примеру, несколько проектов по благоустройству реализовали в Конаково. Из-за этого городу приходится ежегодно выделять 2 600 000 рублей на содержание (рост – в 7,9 раз). Из-за этого создается дополнительная нагрузка на городской бюджет.
В некоторых населенных пунктах реализовали программы, которые не соответствуют указанным в федеральном проекте нормам и требованиям.
Проверяя Башкортостан и Тверскую область, эксперты СП установили не только системные недостатки. Ими были выявлены и нарушения, касающиеся использования выделенных из бюджета средств. Так, некоторые муниципалитеты получили субсидии, хотя соответствующие программы не подготовили и не утвердили. В определенных населенных пунктах оплачивались не реализованные работы. Помимо этого, выявили несколько проектов, которые выполнили лишь частично.
«СП провела детальную проверку в Башкортостане и Тверской области. Удалось установить, что финансовые ресурсы, предоставленные для исполнения различных проектов и проведения мероприятий, использовались не всегда по назначению. В ходе проведения аудита мы задействовали определенные критерии, чтобы оценить эффективность и результативность проведенной работы», – подытожила аудитор Н. Трунова. Она принимала участие в этих мероприятиях.
После проверки эксперты Счетной палаты подготовили перечень рекомендаций, позволяющих повысить эффективность реализации федерального проекта. Они были переданы российскому правительству. Специалисты СП предложили ввести несколько дополнительных правил и требований. Например, они порекомендовали заранее определить, какое именно количество средств требуется для реализации того или иного проекта. При этом нужно точно указывать, задействуются ли внебюджетные источники.
По мнению экспертов и аудиторов СП, запущенный несколько лет назад федеральный проект неплохо реализуется. Его внедрение позволило постепенно повысить качество городской среды. Преображение отдельных объектов поспособствовало привлечению туристов.