На содержание благоустроенных парков уходит больше средств

И в Вышнем

Счетная палата проанализировала итоги внедрения федерального проекта, получившего название «Формирование комфортной городской среды». Специалисты постарались установить, эффективно ли применялись деньги, выделенные из регионального и городского бюджетов. Для оценки выбрали Тверской регион, а также Башкортостан.

Впервые вошедший в состав национальной программы «Жилье и городская среда» проект запустили около пяти лет назад. Основное предназначение – в несколько раз повысить качество отдельных территорий, сделать до 2030 г. урбанизированную среду более комфортной для населения. Около 345,4 миллиарда рублей выделили в течение четырех лет на выполнение данного проекта. Кстати, около 50% из этой суммы выделено из федерального бюджета.

«В рамках запущенного проекта реализовали множество мероприятий. В них принимали активное участие приблизительно 5 600 различных муниципалитетов. Выделенные деньги использовались для благоустройства и реконструкции общественных пространств (около 22 609 объектов), а также придомовых зон (33 774). Отдельно подготовлено 473 проекта. Они реализовывались в разнообразных муниципалитетах, поселениях, одержавших победу во Всероссийском конкурсе. С его помощью искали лучшие проекты для формирования комфортной и уютной городской среды», – поделилась данными аудитор Н. Трунова, принимавшая участие в анализе.

СП оценила работу Минстроя, а также муниципального и регионального руководства. Установила, что все требования, внесенные в нормативную и иную документацию, выполнены практически полностью. Выделенные средства использовались по назначению.

Во время аудита СП установила несколько системных недостатков, касающихся реализации данного проекта. Например, в процессе оценки представленных на «Всероссийском конкурсе проектов» и их результатов особое внимание уделяли экономическому и социальному развитию населенных пунктов. Но отдельно не оценивалось то, насколько сложно выполнить поставленную задачу.

Помимо этого, объект софинансирования не был привлечен некоторыми населенными пунктами и муниципалитетами. Сюда входят средства, выделяемые областями, вкладываемые инвесторами.

«В правилах зафиксирована необходимость софинансирования. Но точные размеры привлекаемых средств не указаны», – добавила аудитор.

Выявлены определенные неточности и проблемы непосредственно в федеральном проекте. Например, в нем есть показатель, получивший название «Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях». Он подразумевает лишь численность выполненных в полном объеме процессов, мероприятий. Но то, своевременно ли они реализовывались, в полной ли мере, не оценивалось отдельно. Именно поэтому все нарушения выявить проблематично.

В ходе проверки объектов выявили немало проблем, разрушений определенных деталей. В некоторых случаях осуществлялась установка системы видеонаблюдения, которая не передавала данные на пульт управления.

На некоторых участках возникли сложности с оценкой реализованных работ, связанных с озеленением. Все потому, что некоторые деревья, многолетние растения и кустарники попросту не укоренились. Обусловлено это некачественной посадкой, неправильным содержанием.

СП добавляет, что большинство благоустроенных территорий активно посещаются. Но часть установленных в рамках проекта конструкций и элементов попросту не используется. В число таких объектов вошел расположенный в парке г. Удомля амфитеатр. Помимо этого, люди практически не посещают кафе, а также павильон, сосредоточенные в Ржеве. Не заинтересовал горожан и туристов «Автогородок», находящийся в Уфе.

Перед тем как приступать к модернизации и обновлению общественных пространств, нужно проверять, есть ли на них объекты культурного наследия. Если ОКН выявлены, стоит сохранить исторический облик всей территории. В противном случае интерес к ОКН пропадет. В такие объекты перестанут инвестировать средства.

Например, на территории расположенного в Башкортостане объекта «Тюремный замок сейчас сосредоточено шестнадцать ОКН. Приблизительно 94% этого объекта активно эксплуатируется. Здесь открыли несколько заведений общественного питания, магазины. Для реставрации части из них привлекались внебюджетные средства. К сожалению, «Тюремный замок» сейчас не используют. Все потому, что для его реставрации требуется немалое количество средств.

Аналогичная ситуация сложилась и в Вышнем Волочке. Здесь благоустроили «Городской сад». На небольшом расстоянии от парка находится ОКН «Дом Перепечина». Его не эксплуатируют на протяжении длительного времени. Кроме того, есть потребность в реставрации ОКН. Все это способствует активному снижению популярности ранее благоустроенной территории.

Отдельно СП добавила, что на содержание отреставрированных и благоустроенных объектов уходит в несколько раз больше средств. Например, в Тверской области расходы возросли в 6,4 раза, а вот в Башкортостане – в 3,4 раза. К примеру, несколько проектов по благоустройству реализовали в Конаково. Из-за этого городу приходится ежегодно выделять 2 600 000 рублей на содержание (рост – в 7,9 раз). Из-за этого создается дополнительная нагрузка на городской бюджет.

В некоторых населенных пунктах реализовали программы, которые не соответствуют указанным в федеральном проекте нормам и требованиям.

Проверяя Башкортостан и Тверскую область, эксперты СП установили не только системные недостатки. Ими были выявлены и нарушения, касающиеся использования выделенных из бюджета средств. Так, некоторые муниципалитеты получили субсидии, хотя соответствующие программы не подготовили и не утвердили. В определенных населенных пунктах оплачивались не реализованные работы. Помимо этого, выявили несколько проектов, которые выполнили лишь частично.

«СП провела детальную проверку в Башкортостане и Тверской области. Удалось установить, что финансовые ресурсы, предоставленные для исполнения различных проектов и проведения мероприятий, использовались не всегда по назначению. В ходе проведения аудита мы задействовали определенные критерии, чтобы оценить эффективность и результативность проведенной работы», – подытожила аудитор Н. Трунова. Она принимала участие в этих мероприятиях.

После проверки эксперты Счетной палаты подготовили перечень рекомендаций, позволяющих повысить эффективность реализации федерального проекта. Они были переданы российскому правительству. Специалисты СП предложили ввести несколько дополнительных правил и требований. Например, они порекомендовали заранее определить, какое именно количество средств требуется для реализации того или иного проекта. При этом нужно точно указывать, задействуются ли внебюджетные источники.

По мнению экспертов и аудиторов СП, запущенный несколько лет назад федеральный проект неплохо реализуется. Его внедрение позволило постепенно повысить качество городской среды. Преображение отдельных объектов поспособствовало привлечению туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *