Об эффективном развитии территорий в черте города говорят достаточно много. Соответствующая задача была поставлена некоторое время назад главой государства. Он поручил ликвидировать возникшие проблемы и дисбалансы. При этом в сфере градостроительного проектирования все чаще возникают «интересные ситуации». В данном случае речь идет о генпланах развития определенных территорий или населенных пунктов.
Уведомить об опечатке
Некоторые считают, что потребности в подготовке генерального плана нет. Такое мнение возникло после того, как часть требований, предъявляемых к данным документам и к их разработчикам, отменили. Сделали это, чтобы «снизить барьеры». В результате большинство представленных генеральных планов перестали задействовать. Ими перестали пользоваться управленческие организации, занимающиеся развитием городов и поселков.
Несмотря на то, что проблему некачественных, неэффективных генпланов выявили, на ситуацию это не повлияло. Ответственные лица не стали привлекать квалифицированных сотрудников, компетентные центры. Изменилось только название.
Сегодня вместо генпланов используют «мастер-планы». Детальное изучение этих документов позволило установить, что они не содержат практических решений, ценной информации. Помимо этого, не сформировали и нормативное определение «мастер-планов».
Очень важно ответственно подойти к подготовке планов развития разнообразных крупных и небольших городов. Они обязательно должны быть детальными, экономически обоснованными. Помимо этого, нужно учитывать и то, какие функции город выполняет в нашей стране.
Сейчас же максимально упрощают эту деятельность. Так, можно доверить подготовку «привлекательных картинок» начинающим дизайнерам, активно сочинять объекты. Под это все несложно «попросить» немало федеральных денег. В результате, будут огромные затраты, а эффекта – никакого.
На данный момент стараются придать данным документам законности. Со стороны это выглядит так, будто хотят обосновать нецелевые затраты бюджетных средств «задним числом». Потребности во введении подобной документации попросту нет. Ранее их уже представляли в разделе, который назывался «первоочередные мероприятия реализации генплана».
Но в тот период к их подготовке подходили очень ответственно. Для этого проводились социологические опросы, составлялись развернутые ТЭО генпланов. Все это давало возможность понять, куда именно планируют потратить средства из госбюджета. Сейчас же эти документы представляют собой фантазии начинающих дизайнеров.
Хотелось бы, чтобы это направление курировали настоящие специалисты, обладающие немалым опытом и соответствующими знаниями. Ведь поднимаются те вопросы, которые в той или иной степени влияют на качество жизни в определенных населенных пунктах.
Не имеет значения тот факт, какое название получит документ, касающийся территориального развития и планирования. Более важно – правильная постановка задачи и эффективные способы ее реализации. Ведь от этого достаточно сильно зависит, какой именно результат будет получен.
Важно провести в отрасли реформирование. Действовать следует грамотно и ответственно. Все принимаемые решения должны быть обоснованными. Это необходимо сделать обязательным условием, чтобы исключить напрасную трату бюджетных средств.
Не менее важно своевременно проверять, насколько компетентны разработчики подобных документов, есть ли у них опыт. Ведь большинство решений, принимаемых ими, носят концептуальный характер. Они в определенной степени влияют на ситуацию не только в городе, но и в стране.
Есть несколько способов, позволяющих решить эту проблему. Так, можно объединить планы инфраструктурного развития территории с действующими федеральными программами развития, системами расселения и бюджетными процессами. Важно сделать их паритетными, а также установить обязательность их финансирования. Это даст возможность (при правильном подходе) привлечь немало консервативных инвесторов.