Открыть бизнес
О микрогороде Онлайн-трансляция Полезная информация Документы Записаться на экскурсию Контакты +7 (495) 645 00 55

Экология детской субкультуры: теория и практика

14 октября 2011

Сделать Микрогород «В лесу» идеальным местом для жизни молодых семей с детьми компании-застройщику RGI International помогает коллектив психологов и детских педагогов. Один из них – Андрей Матвеев – рассказал нам, как организовать пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы ребенок развивался наиболее органично и в будущем смог успешно справляться с проблемами и трудностями.

Андрей Матвеев, подростковый психолог. Занимается вопросами детской субкультуры, совместно с Ю.Б. Гиппенрейтер  разработал ряд тренингов эффективного общения с ребенком.

Изучение мира ребенком начинается с собственного тела, потом мир расширяется до кроватки, квартиры, двора, города. Цель изучения экологии детской субкультуры (ЭДС) – понять, в какой внешней среде ребенок будет развиваться максимально гармонично. Основными понятиями ЭДС являются Места (дом, двор, город), Границы и Пути.

Место: дом

- Место для игр

Маленькому ребенку очень важно подтверждение факта его существования, важно иметь такое место, где родители точно будут его видеть, а он будет видеть их. Как правило, это самое неудобное с точки зрения родителей место в доме. 

- Место каждого из родителей

Малыш мыслит комплексами: папа – это что-то большое с бородой и кресло, мама – приятный запах, мягкие руки, пушистый плед. Если кого-то из родителей нет рядом, ребенок может прийти в тот уголок квартиры, который ассоциируется у него с папой или мамой, посидеть там и успокоиться.

- Места общесемейного общения

Здесь происходит передача семейного уклада, но не через слова, а через ритуалы и атмосферу.

Решение Микрогорода (комментирует директор  по PR и  маркетингу RGI International Анна Чин-Го-пин):

В планировке квартир Микрогорода предусмотрена кухня-ниша, то есть кухня, объединенная с гостиной. Таким образом, мы получаем то самое место для игр в центре комнаты на виду у мамы или папы, которые что-то готовят на кухне. Малыш видит их, а они – малыша. В свою очередь кухня-столовая станет прекрасным местом для семейного общения, где можно собираться за ужином, обсуждать планы на будущее или просто смотреть любимый фильм .

Количество комнат у нас определяется количеством спален – это общепринятый европейский подход. У родителей есть место для личной жизни – спальня с собственной ванной. Мы также предусмотрели в квартирах небольшие комнаты, которые могут служить кабинетом для мамы или папы.

Место: двор

Существует два типа площадок: для малышей и для школьников. Они должны отличаться, потому что задачи у них совершенно разные.

- Для малышей

Площадка должна быть расположена в самом центре двора, хорошо просматриваться. Здесь можно особенно ничего не выдумывать – классическая песочница, лестницы, качели. Песочница, к слову, имеет особое значение, потому что это первое место, где ребенок может осознанно оставить след.

- Для школьников

Площадка должна быть немного отнесена в сторону от скоплений людей, но, в то же время, не слишком – подросткам необходимы зрители. Школьники уже начинают придумывать свои сценарии, поэтому площадка должна помогать им их реализовывать: сочетать динамику и статику, быть многофункциональной, предлагать неочевидные решения и самое главное – иметь общую идею, будь то корабль, ракета или рыцарский замок.

Решение Микрогорода:

Мы строим дома таким образом, что возвращаем жителям само понятие двора, принятое, например, в сталинской архитектуре. Дети из всех подъездов играют в общем дворе, но при этом мы четко понимаем, что для детей важна самоидентификация. Мы старались отойти от образа безликого многоподъездного дома. Каждый подъезд в домах нашего Микрогорода имеет свое собственное лицо (ведь над каждым работал отдельный архитектор) и свою этажность. У детей появится новый способ идентификации друг друга: «Васька из синего подъезда» или «Светка из полосатого».

Двор "В лесу" спроектирован таким образом, что въезд в него машин невозможен физически. Ребенок, выходя из подъезда, не упрется в бампер припаркованного джипа, а родители могут быть спокойны за безопасность своего малыша. Наши дворы – это только игровые площадки и зелень.

Наш Микрогород небольшой, до любого места можно дойти пешком. Места для игр подростков немного удалены от домов и основных маршрутов. Микрогороду повезло граничить с территорией Гослесфонда – именно там мы хотим обустроить велосипедно-прогулочные зоны, где обязательно предусмотрим скамейки и беседки.

Психологи выделили несколько типов Мест за пределами дома и школы, которые так или иначе должны присутствовать в жизни каждого ребенка:

- Места для игр во дворе

Делятся на места для игр (различные для мальчиков и девочек).

- Интересные места

Здесь дети могут незаметно наблюдать жизнь других. Такими местами могут быть окно мастерской или даже самая обычная лужа, где можно наблюдать за жизнью насекомых.

- Места уединения

Здесь можно подумать и успокоиться. Такое место может быть и дома, например, в шкафу.

- Места встреч со сверстниками

Сюда ходят исключительно компанией. Это может быть спортивная площадка, вход в магазин и т.д.

- Места переживаний и медитации

С видом на реку или проезжающие поезда. Особенно популярны у подростков, которые часто задумываются об изменениях и планах на будущее.

Когда эти задачи не решаются на практике, психологи и родители сталкиваются с проблемами:

- Места у подростков сейчас не сосредоточены в одном районе, а разбросаны по всей Москве: в одном районе мы живем, в другом занимаемся английским, а в третьем районе на другом конце города – лучшая музыкальная школа. У современных детей появилось новое Место – транспорт. Дети фактически живут в транспорте, обидным образом убивая время в метро и пробках.  

- Общение между детьми становится менее ответственным. Ребенка привозят в студию за 5 минут до начала занятий и забирают через 2 минуты после их окончания – как же ему успеть пообщаться с ребятами? Мы выхолащиваем само понятие кружка как круга общения, оставляя только голый навык. Как следствие вырабатывается разность подходов: с этими ребятами я учусь, с этими – плаваю в бассейне, с третьей группой сверстников пою в хоре, ни с кем не успевая толком сдружиться. 

Решение Микрогорода:

Дети, с которыми ваш ребенок ходит в школу, занимается английским языком и спортом, живут по соседству. В такой ситуации им будет легче выстроить прочные и глубокие, доверительные отношения. Первые этажи домов в Микрогороде отданы под инфраструктуру – мы общаемся с    российскими и зарубежными  педагогами, с операторами художественных студий, чтобы максимально интересно наполнить город занятиями для детей.

Что касается школ и детских садов, то мы будем продолжать работать с детскими психологами и педагогами, чтобы спроектировать все максимально грамотно. Застройка не будет типовой: начиная с архитектуры, непривычно яркой и радостной, до площадок и интерьеров.

По мере развития проекта и сдачи очередей мы будем исправлять недочеты, учитывать пожелания первых жителей и даже проследим, в каких местах дети протопчут тропинки, чтобы внести их в нашу схему благоустройства.  

Наш Микрогород находится в процессе постоянных изменений и усовершенствований. И мы будем очень рады услышать ваши предложения о том, как сделать «В лесу» идеальным местом для проживания с точки зрения комфорта и удобства для его жителей.

 

+7 495 645 00 55